Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов дипломного проекта в ГЭУ (ГУСЭ)
Введением открывается дипломный проект. В нем определяется:
• актуальность выбранной проблемы;
• объект и предмет исследования;
• цель и задачи исследования;
• методы исследования;
• гипотеза;
• основные результаты.
Во введении отмечается практическая значимость выполнения дипломного проекта, характеризуется степень разработанности данной проблемы в специальной литературе, характеризуется нормативно-правовая база, массив использованных источников и другие материалы.
Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти рф или отдельных субъектов рф, касающиеся рассматриваемых в дипломном проекте вопросов. Практическое значение разработки темы дипломного проекта подчеркивается ее важностью в решении общих проблем оптимизации организации и осуществления государственного (муниципального) управления, правового регулирования государственной (муниципальной) службы.
Обоснование выбора объекта (как правило, госоргана - базы преддипломной практики) сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта исследования, предмете осуществляемой им деятельности. В итоге четко формулируется конкретная проблема, цель и задачи дипломного проекта.
Текстуальный объем введения обычно не превышает 5-10% (5-8 страниц) общего объема основной (содержательной) части выполненной работы.
Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде. По введению во многом можно составить мнение о характере работы в целом, так как в нем объективно отражаются оценочно-квалификационные критерии дипломного проекта.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ней дается теоретическое обоснование проблематики, в рамках которой представляется методология и методика исследования. Здесь раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации государственно-управленческой деятельности. Необходимо показать решаемую проблему с использованием фактических данных из правоприменительной практики в той или иной сфере государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы, которой посвящено исследование.
В этом разделе надо подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы дипломного проекта, рассмотреть их с различных позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам решения задач дипломного проектирования, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, увязать главные теоретические положения с практикой конкретного государственного (муниципального) органа.
Каждое дипломное исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще - следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией. Теоретическая часть излагается на основе знаний, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «система государственного и муниципального управления», «государственное регулирование экономики» «исследование социально-экономических и политических процессов» и других общенаучных и специальных дисциплин.
Исследователь должен грамотно оперировать понятиями государственно-управленческой терминологии, понятиями и методами научных дисциплин, следить за тем, чтобы узкоспециальные термины употреблялись к месту.
В первой части обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в определенной сфере государственного (муниципального) управления, определение и обоснование соответствующей модели совершенствования государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности.
Достоинством работы, несомненно, станет использование неопубликованных сведений из практики конкретных государственных или муниципальных органов, их подразделений, разумеется, если эти сведения не являются закрытыми. Такие сведения могут быть почерпнуты в ходе преддипломной практики (учебной стажировки или при других формах участия студента в работе государственных либо муниципальных органов).
Характеристика и анализ государственного (муниципального) управления, осуществляемого конкретным государственным (муниципальным) органом - база дипломного проектирования. Повышение эффективности и качества организации и результатов государственного (муниципального) управления, модернизация государственной (муниципальной) службы, рационализация и оптимизация выполняемых государственными (муниципальными) служащими задач и функций составляют главную цель совершенствования государственного (муниципального) управления. Характеристика и анализ государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы проводятся от общего к частному с последующим углублением и расширением.
Завершается первая часть формулировкой общих требований к исходной информации для решения задач аналитической и проектной частей. Теоретические и методические разработки автора дипломного проекта могут представлять:
• обоснование новых параметров или показателей, характеризующих системы и процессы государственного (муниципального) управления, государственной (муниципальной) службы;
• методику выявления зависимостей между показателями;
• методику и модель прогнозирования результатов государственного (муниципального) управления в целом и по отдельным параметрам.
Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методических подходов и решений.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ней, основываясь па положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка задач дипломного проекта. Постановка задач дипломного проекта и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть дипломного проекта.
Анализ дипломного проекта по проблемам государственного и муниципального управления должен отличатся комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. При комплексном обследовании и анализе объекта исследования в ряде случаев может оказаться целесообразным, к примеру, сопоставление фактической численности аппарата государственного (муниципального) органа со штатной, нормами и нормативами; установить объем управленческих затрат, трудоемкость управленческих функций: провести анализ состава управленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений и т.д.
Диагностический анализ государственного (муниципального) органа, организации государственного (муниципального) управления нацелен на:
· оценку достигнутого уровня организации государственного (муниципального) управления;
· • оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации;
· • сравнение фактических значений основных и характерных показателей государственно-управленческой деятельности с нормативными;
· • выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы;
· • установление потерь и неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков к организации управления;
· • выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.
Аналитическая характеристика объекта дипломного проекта независимо от специфики его темы должна содержать:
• описание структуры исследуемого объекта с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе;
• дерево целей, реализация которых обусловливает его функционирование;
• определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба;
• характеристику выполняемых функций по различным показателям (по объемам выполняемых операций в определенной сфере государственного регулирования, по применению административных и иных санкций или видов государственного принуждения, по улучшению качества работы с гражданами, их обращениями, по финансовым, экономическим и др.).
Все эти показатели выбираются в зависимости от специфики государственно-управленческой деятельности объекта дипломного проектирования. По этой же причине они будут отличаться как по объему, видам, так и по форме изложения и представления материала.
Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование государственного (муниципального) органа, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого дипломного проектирования.
Анализ объекта и организации государственного (муниципального) управления осуществляется на основе достаточно полного описания общей характеристики объекта и предмета исследования. В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности государственного (муниципального) управления, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта (государственного или муниципального органа, подразделения, службы). Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы дипломного проекта в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание как на выявление и анализ положительных сторон государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности, так и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности организации и функционирования системы государственного управления в целом и ее отдельных структур (элементов). Анализ проводится с использованием различных методов: сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого, возможно и применение экономико-математических методов с использованием ЭВМ.
Стурктрно аналитическая часть строится из следующих компонентов.
1. Общая характеристика организации
Это обязательный раздел аналитической части дипломного проекта. В нём студенту следует привести следующую информацию: полное название организации, его подчинённость и состав, организационно-правовая форма. Дать краткую историческую справку о деятельности данной организации, ее адрес. Следует дать оценку деятельности организации с точки зрения использования прогрессивных методов управления.
1.1. Анализ нормативно-правовой базы управления
Анализ нормативно-правовой базы управления должен начинаться с классификации ее по юридической силе. В анализе следует отразить те акты, которые имеют центральное значение для исследуемой темы, специальное законодательство и акты, которые имеют косвенное отношение к теме. В конце анализа необходимо указать недостатки и пробелы в правовом регулировании, оценить тенденции развития законодательства и ключевые проблемы.
1.2. Анализ системы управления организацией.
Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Анализ структурных и поведенческих взаимосвязей помогает установить цели организации и определить возможность достижения этих целей. С позиции удобства анализа, проектирования и управления в составе структуры организации выделяют организационную и производственную структуры.
Организационная структура управления - характеризует состав органов управления и их функциональное предназначение в обеспечении эффективности социально-экономической деятельности. В процессе анализа организационной структуры управления следует рассмотреть основные элементы этой структуры.
Для наглядности следует привести графическое изображение структуры рассматриваемой организации. Это позволит установить какой тип организационной структуры (функциональный, линейный, линейно-функциональный), сложился в организации. Анализ общей структурной схемы аппарата управления позволяет определить основные характеристики организации, выявить основные направления, по которым должно проводиться совершенствование организационной структуры, а также обосновать ряд других важных аспектов производственной системы (внутриорганизационного механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).
К принципиальным характеристикам организационной структуры, подлежащих рассмотрению относятся:
цели производственно-социально-экономической системы и проблемы, подлежащие решению;
перечень функциональных и программно-целевых подсистем (маркетинг, финансы, снабжение, кадры, учет, производство), обеспечивающих их достижение;
число уровней в системе управления;
степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях;
основные формы взаимоотношений данной организации с окружающей средой (государство, отрасль, сфера деятельности: местный, национальный, внешний рынок);
требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Помимо анализа линейно-функциональных и программно-целевых блоков структуры управления следует также рассмотреть состав основных подразделений (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются подсистемы (блоки), и связи между ними. При этом сами подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Результатом анализа системы управления и ее организационной структуры должны стать выводы о соответствии структуры существующим экономическим условиям и целям, на которые ориентирована деятельность организации, а также о наличии причин для проведения организационных преобразований. Среди возможных условий, когда оправдано проведение мероприятий по корректировке организационной структуры могут быть следующие:
- неудовлетворительное функционирование организации при применении иных методов снижения роста издержек, повышения производительности, расширения внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно в таких случаях проводятся мероприятия по изменению состава и уровня квалификации работающих, применению новых методов управления, разработке специальных программ, построению новой организационной структуры управления;
- перегрузка высшего руководства из-за чрезмерной нагрузки ряда высших руководителей в обеспечении функционирования организации. Эффективным способом решения этой проблемы является изменение методов и процедур управления, перераспределение прав и функций по уровням организационной структуры;
- рост масштаба деятельности, затрудняющий координацию, вызывающий перегрузку руководителей и ухудшающий функционирование организации. Приспособлением к росту масштаба деятельности, увеличению размера организации могут быть изменения в организационной структуре;
- объединение субъектов ГМУ из-за возможного совпадения функций, излишнего персонала, путаницы в распределении прав и ответственности;
- изменение технологии управления в результате применения научных достижений в области управления. Появление новых должностей и функциональных подразделений, изменение процессов принятия решений требует изменений организационной структуры управления. Иначе предприятие может оказаться в неблагоприятных условиях при усиливающейся конкуренции;
- внешняя экономическая обстановка, носящая динамичный, постоянно меняющийся характер. Происходящие с разной динамикой изменения экономического окружения организации приводят к изменению главных задач управления, а следовательно, и к изменению организационной структуры.
Производственная структура унитарного государственного или муниципального предприятия - состав входящих в него производственных единиц (цеха, участки), вспомогательных и обслуживающих производств (хозяйства, службы), а также формы их взаимосвязей в процессе производства продукции. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства (производительность труда, величину издержек производства, эффективность эксплуатации производственных ресурсов и оборудования), на структуру управления предприятием и цехом, организацию оперативного и бухгалтерского учета.
2. Вывод по аналитической части.
В результате аналитического рассмотрения объекта дипломного проекта обосновывается необходимость разработки мероприятии по улучшению (модернизации, совершенствованию) организации государственного (муниципального) управления, осуществляемого данным государственным (муниципальным) органом, посредством действий государственных (муниципальных) служащих.
Практическая часть
Практическая часть посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации, высказанные дипломником. Они основываются на конкретных результатах анализа организации государственного (муниципального) управления, представленных в аналитической части, а также на методологическом подходе, исходных принципах, положениях и методах, изложенных в теоретической части.
В последнем разделе рекомендуется остановиться на прикладном значении дипломного проекта, раскрыть результаты анализа, проведенного в предыдущих разделах. Особое значение следует придать аргументации выдвигаемых предложений, поиску путей и средств их эффективной реализации в практике государственного (муниципального) управления, осуществляемого данным государственным (муниципальным) органом или его подразделением (подразделениями), должностными лицами, государственными (муниципальными) служащими различных категорий. Здесь же, если это не сделано в предыдущей главе, дается правовое обоснование анализируемой проблемы, раскрывается сущность и сфера регулирования соответствующих законодательных актов и правовых норм.
Структура проектной (практической) части должна быть составлена так, чтобы автор сумел раскрыть содержательную сторону тех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач дипломного проекта. В параграфах этой главы обосновываются предложения, рекомендации по реализации мероприятий, которые, по мнению исследователя, было бы полезно применить в практике государственного или муниципального управления. Решение управленческих задач проводится с целью модернизации государственного и муниципального управления, повышения его эффективности, устранения отмеченных недостатков, ликвидации негативных ситуаций и причин, их вызывающих, совершенствования государственно-управленческих процессов, как в целом, так и отдельных сторон (сфер) организации, функционирования и правового регулирования деятельности государственною аппарата. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации государственного (муниципального) управления, выбор конкретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием - основное содержание и необходимое требование к выполнению практической части дипломной работы.
Моделирование вариантов предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием экономических, политологических, правовых, математических и других аналитических подходов.
В дипломном проекте могут найти применение как отдельные исследовательские подходы в нахождении практических мероприятии, которые могли бы оказаться полезными для государственного (муниципального) управления, так и их комплекс. Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности. Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесообразно начинать с разработки общих, широкомасштабных мероприятий и завершать частными, менее масштабными. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой государственного управления.
В данной части дипломного проекта желательно предусмотреть параграф, посвященный обоснованию реальности предлагаемых мероприятий и рассмотрению вопросов организации их внедрения в конкретном госоргане. Реальность проектных мероприятий обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, организационных, технических, психологических и других проблем.
Каждый параграф, глава (раздел), составляющие структурные части дипломной работы, должны завершаться обобщающими выводами.
Заключение
В заключении (объем 5-7 страниц) сжато, в обобщенном виде, излагаются главные результаты проведенного исследования, лаконично и тезисно фиксируются его ключевые моменты, основные положения, формулируются наиболее важные рекомендации по решению поставленных во введении задач. В нем обязательно следует отразить оценку общего состояния объекта с точки зрения вопросов предмета исследования, итоги проведенного анализа и теоретических заключений, сводный перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффективности в данной сфере управленческой (государственной/муниципальной) - деятельности.
Список использованных источников
важный раздел дипломного проекта - список литературы, использованной в работе. Во-первых, его полнота позволяет судить об эрудиции автора. Во-вторых, список представляет самостоятельную ценность в качестве справочного материала по данной теме.
Требования по оформлению списка состоят в следующем:
- список обычно располагается в конце работы, между заключением и приложениями;
- он строится по принципу сквозной порядковой нумерации;
- литературные источники в списке располагаются в алфавитном порядке;
- если информация об источнике начинается с фамилии автора, то местоположение источника в списке определяется начальными буквами его фамилии;
- если информация об источнике начинается с его названия, то местоположение источника определяется начальными буквами его названия;
- произведения авторов-однофамильцев располагаются в алфавитном порядке их инициалов;
- работы одного и того же автора располагаются в алфавитном порядке их названий.
В библиографическом описании входящих в список работ помимо знаков пунктуации, применяемых в соответствии с современными грамматическими правилами, существуют еще и т.н. условно-разделительные знаки (УРЗ), разграничивающие различные части описания литературного источника. Употребление знаков препинания и УРЗ регламентируются нормативом ГОСТ 7.1-84 [2]. Ниже в качестве основных примеров приводятся образцы библиографических описаний различных работ.
1. Описание книги одного автора.
Петраков В.А. Теплофикация и тепловые сети. Учебное пособие. – М.: Стройиздат, 1998. – 240 с.
Балабанов И.Т. Экономика туризма. – Финансы и кредит, 2000. – 174 с.
Описание книги двух и трех авторов аналогично.
2. Описание книги четырех авторов.
Техника высоких напряжений/В.Е. Николаев, П.И. Серов, Н.Н. Тихонов, В.К. Сигов. – М.: Энергия, 1996. – 401 с.
Если авторский коллектив входит пять и более авторов, то упоминаются только четыре, а затем пишется «и др.».
3. Описание книги под редакцией.
Пористые проницаемые материалы/Под ред. С.В. Белова. – СПб.: Машиностроение, 2001. – 229 с.
4. Описание статьи из научного или литературного сборника.
Соловьев В.И. О системном подходе к редактированию книги // Книга и культура: Труды VI Всесоюзн.научн.конф. по пробл. книговедения, 18-20 апр. 1990 г. – М., 1990.
Все источники, использованные в работе над дипломным проектом, приводятся в алфавитном порядке и помещаются после заключения.
При составлении данного списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
1. Нормативно-правовые акты (по юридическому значению)
1.1. Акты федеральных органов государственной власти
• Федеральные Законы;
• Указы Президента рф;
• Постановления палат Федерального Собрания рф;
• Постановления Правительства рф;
• Постановления Судов рф;
• ведомственные акты.
1.2. Акты органов государственной власти субъектов рф
• Законы Субъектов федерации;
• нормативные и распорядительные акты глав Субъектов федерации;
• документы органов власти и управления Субъектов федерации.
1.3. Акты органов местного самоуправления
• представительных органов;
• исполнительных органов.
2. Литература (по алфавиту, т.е. по первой букве фамилии автора (первого автора), а при его (их) отсутствии — по первой букве первого слова названия издания)
3. Книги, монографии, энциклопедии, словари, справочники, сборники, учебные пособия, брошюры, а также отдельные статьи в них и в научной (специальной, профессиональной) периодической печати и средствах массовой информации
4. Материалы государственных архивов
5. Материалы текущего делопроизводства государственных органов
6. Другие виды источников.
Приложения
Дипломный проект в ГЭУ может иметь приложения, которые включаются по усмотрению автора. Приложения оформляются при необходимости использования в основной (текстуальной) части значительного объема фактических данных вспомогательного характера, имеющих целью наглядно продемонстрировать или подтвердить описываемые автором ситуации, отдельные или более общие вопросы. В приложениях могут приводиться таблицы показателей, должностные инструкции для государственных (муниципальных) служащих, формы служебной документации, вспомогательные графические иллюстрации и т.п. В приложения могут быть включены также справки из государственных (муниципальных) органов или их подразделений об использовании либо возможностях и перспективах использования результатов дипломного проекта в практике государственного и муниципального управления.
Объем приложений определяется автором дипломного проекта по принципу разумной достаточности. Все приложения должны быть пронумерованы и расположены в соответствии с порядковыми номерами.
Статьи
Основные положения относительно плагиата, применяемые нами в нашей работе, изложенные простым языком и с примерами.
Пояснения к договору о заказе работ. Честно, открыто, информативно.
Мы никогда не скрываем мелким почерком в договоре или еще где-то какие-то значимые моменты при заказе дипломных, курсовых и иных студенческих работ. Наоборот, обо всем важном всегда сообщаем клиенту: устно, по e-mail, в материалах на нашем сайте.
Антиплагиат.ВУЗ - это «надстройка» к обычной программе на сайте Antiplagiat.ru. Отличия: добавляется архив работ, сданных в этот ВУЗ и другие, подключенные к системе. Доступ к ней имеют только преподаватели.
Где лучше заказать дипломную работу, курсовую или реферат?
Есть несколько вариантов. Итак, у вас подошла сессия, и вы решили сэкономить свое время и заказать дипломную или курсовую работу.
В поисках места, где можно заказать какую-либо письменную студенческую работу, вы наверняка в первую очередь обращаете внимание на отзывы о рефератных фирмах, которые оставили якобы довольные клиенты. Что объяснимо, ведь вы рассчитываете на качественный диплом или курсовую и хотите получить за них хорошую оценку. После прочтения отзывов в Интернете, у вас появляется вера в то, что результат будет стоить потраченных денег. К сожалению, это не всегда так.