Рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) в РосНОУ
Выпускная квалификационная работа (далее по тексту ВКР) является завершающим этапом подготовки бакалавра в образовательной организации и показывает степень его готовности к решению теоретических и практических задач по избранному направлению подготовки в предстоящей профессиональной деятельности.
В представленных методических рекомендациях и указаниях изложены требования к структуре, содержанию, организации выполнения и оформления, а также защиты ВКР, как самостоятельного вида учебной деятельности.
1. Общие положения
Целью бакалаврской работы является – выбрать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты и обосновать полученные выводы; способность выполнять необходимые аналитические выкладки, обосновывать их и предоставлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.
Основные задачи бакалаврской работы являются:
- теоретическое обоснование и раскрытие сущности основных понятий и проблем, связанных с избранной темой;
- развитие навыков самостоятельной работы с методическим материалом и литературой, сбор и анализ практического материала по теме работы;
- овладение методиками анализа, исследования, экспериментирования по данной предметной области;
- изыскание путей (способов, методов) решения проблем, исследуемых в рамках конкретного направления профессиональной деятельности;
- формирование научно-обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по решению конкретных задач, рассматриваемых в работе.
Бакалаврская работа должна иметь комплексный характер и отражать общий уровень теоретических знаний и практических навыков студентов по направлению подготовки. Она должна разрабатываться на конкретном материале предприятий и организаций, содержать решения актуальных исследовательских задач, способствующих повышению эффективности работы и развитию предприятий рассматриваемой сферы.
К написанию дипломной работы допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана. Бакалаврская работа является выпускной квалификационной работой, на основании которой государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присвоении студенту квалификации (степени) – «Бакалавр» по направлению подготовки. Она выполняется студентом самостоятельно в соответствии с заданием. Критериями оценки бакалаврской работы являются:
- научный уровень, отвечающий требованию подготовки бакалавра, глубокое освещение основных вопросов темы, значение выполненной работы для практики;
- использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов учебной и производственной практик;
- творческий подход к разработке темы;
- правильность и научная обоснованность выводов;
- стиль изложения;
- аккуратность оформления бакалаврской работы;
- степень профессиональной подготовленности выпускника, проявившаяся как в содержании бакалаврской работы, так и в процессе ее защиты.
Бакалаврская работа оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Студент-выпускник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования. Студент-выпускник должен провести самостоятельный поиск и анализ научных положений и сделать авторские выводы.
Такие выводы формируются на основе изучения различных источников, в том числе практических, а также логического мышления самого студента. Студент должен самостоятельно обобщать полученную информацию, анализировать практику применения законодательства, российских и зарубежных стандартов в исследуемой области, формулировать выводы на основе собственной позиции.
ВКР обучающегося – это итоговая работа (проект или исследование) на заданную тему, выполненная автором/коллективом авторов самостоятельно на базе полученных в процессе обучения теоретических знаний и практических умений и навыков. Подготовка к написанию ВКР начинается с выбора темы и руководителя.
При выборе темы ВКР необходимо руководствоваться следующими принципами:
- соответствие темы направлению и профилю подготовки выпускников;
- актуальность темы исследования;
- практическая ценность результатов выпускной квалификационной работы для организации (учреждения, предприятия), где выполняется работа;
- необходимость изучения и отражения в работе положений новых разработок в исследуемой области и нормативных материалов.
2. Организация выполнения студентами выпускной
квалификационной работы (бакалаврской работы)
При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен пройти последовательно следующие этапы:
1) Выбор предприятия (организации, учреждения), на материалах которого будет выполняться исследовательская работа.
2) Определение темы исследования.
3) Тема выбирается из перечня выпускных квалификационных работ утвержденного кафедрой по профилю подготовки.
4) Студент имеет право предложить авторскую тему с ее обоснованием (в произвольной форме, на отдельном листе).
5) Написание заявления с просьбой о закреплении темы и научного руководителя (см. Приложение 2).
6) В течение трех недель с момента назначения научного руководителя студент предоставляет ксерокопию подписанного научным руководителем Задания на кафедру. В Задании отражается объект исследования, предмет исследования, цель исследования, название глав в виде задач исследования.
7) Составление календарного плана-графика написания и оформления выпускной квалификационной работы с указанием конкретных сроков ее поэтапного выполнения (см. Приложение 4). Задание (Приложение 3) и график передаются на кафедру, которая осуществляет контроль по выполнению графика.
8) Изучение теоретического материала, нормативной документации, статистических данных по выбранной теме.
9) Прохождение преддипломной практики в исследуемой организации, результатом которой должно быть изучение исследуемой организации и подбор практических материалов для дальнейшей работы.
10) Отчет по преддипломной практике должен соответствовать второй главе выпускной квалификационной работы.
11) Обработка материалов исследования.
12) Написание теоретической, исследовательской и заключительной части работы.
13) Оформление выпускной квалификационной работы.
14) Предварительная проверка выпускной квалификационной работы на антиплагиат (осуществляется самим студентом на сайте (http://www.antiplagiat.ru). Уровень оригинальности авторского текста должен быть не ниже 65%.
15) Представление выпускной квалификационной работы научному руководителю для проверки.
16) Представление выпускной квалификационной работы на электронном носителе в деканат для проверки в программе «ВКР-ВУЗ».
17) Представление выпускной квалификационной работы на кафедру на бумажном носителе. На этапе сдачи выпускной квалификационной работы на кафедру рекомендации научного руководителя должны отражаться в отзыве.
18) Предварительная защита работы на кафедре (по решению зав кафедрой).
19) Подготовка доклада и раздаточного (иллюстрационного) материала.
20) Защита выпускной квалификационной работы на заседании Государственной экзаменационной комиссии.
3. Структура ВКР
Содержание ВКР должно учитывать требования образовательной программы направления подготовки и профиля выпускника, установленные в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки и отражать:
- знание выпускником специальной литературы по разрабатываемой тематике;
- способность выпускника анализировать состояние научных исследований и (или) разработок по избранной теме;
- уровень теоретического мышления выпускника;
- способность выпускника применять теоретические знания для решения практических задач;
- способность выпускника формулировать, обосновывать и защищать результаты выполненной работы, подтверждать их практическую значимость.
Содержание ВКР должно включать следующие содержательные элементы:
- обоснование актуальности темы, определение объекта, предмета и задач, регламентированных в работе на основе анализа научной литературы, документации и материала практик (выпускающей кафедрой может быть рекомендована в том числе проработка зарубежных, изданных на иностранном языке, источников), с учетом актуальных потребностей практики;
- теоретическую и практическую части, включающие характеристику методологического аппарата, методов и средств исследования и (или) проектирования;
- анализ полученных результатов;
- выводы и рекомендации по практическому использованию результатов;
перечень использованных источников.
Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы, которые брошюруются в специальную папку:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основную часть (главы и параграфы);
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения;
- лист, подтверждающий самостоятельную работу обучающегося при подготовке и написании ВКР.
Каждый структурный элемент работы (кроме параграфов) должен начинаться с нового листа.
Наименования структурных элементов (содержание, введение, глав и параграфов, заключение, список источников и литературы, приложения) пишутся посередине листа, без переносов, сокращений и подчеркивания. Точка в конце заголовка не ставится.
Расстояние от заголовка до текста – один двойной интервал. Расстояние между строчками заголовка (наименования) структурного элемента – один одинарный интервал.
Титульный лист ВКР является первым листом, он не нумеруется и оформляется по форме, представленной в приложении 5.
Наименование вуза пишется прописными (заглавными) буквами прямым шрифтом 14 пт в именительном падеже по образцу.
Наименование кафедры пишется с прописной (заглавной) буквы строчными буквами в родительном падеже без кавычек, прямым шрифтом 14 пт.
Слова БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА пишутся прописными (заглавными) буквами, 14 пт, прямым жирным шрифтом.
Наименование темы ВКР пишется с прописной (заглавной) буквы строчными буквами прямым шрифтом 14 пт, в именительном падеже, единственного числа, в кавычках. Оно должно соответствовать принятой терминологии, быть кратким.
Переносы слов и подчеркивания в надписях титульного листа не допускаются.
В ВКР содержание размещается на странице под номером 2.
Содержание включает наименование структурных элементов, в т.ч. введения, глав и параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений, с указанием номеров страниц их начала.
Размещается содержание на одной странице текста. Слово СОДЕРЖАНИЕ пишется в виде заголовка (симметрично тексту по центру) прописными (заглавными) буквами, прямым жирным шрифтом 14 пт. Пример оформления содержания представлен в приложении 6.
Введение начинается со страницы под номером 3 и должно содержать оценку современного состояния решаемой в ВКР проблемы, основание и исходные данные для ее выполнения. Слово ВВЕДЕНИЕ пишется в виде заголовка (симметрично тексту по центру) прописными (заглавными) буквами, прямым жирным шрифтом 14 пт.
Введение ВКР включает:
- значимость и актуальность выбранной темы;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи исследования;
- инструментарий и методы проведения работа;
- область практического применения;
- анализ литературных источников.
Актуальность исследования характеризуется состоянием проблемы, изучаемой выпускником в настоящее время. Цели и задачи исследования формируются автором и руководителем выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – это явление, процесс, на которые направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Указание в работе объекта и предмета исследования является обязательным.
Слова в тексте введения: актуальность исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи, а также методы исследования выделяются жирным шрифтом.
Объем введения – 2-3 страницы текста.
Основная часть ВКР должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты исследования. Как показывает опыт выполнения выпускных квалификационных работ, основная часть должна включать три главы.
В первой главе осуществляется выбор направления работы, обоснование выбора, а также методов решения задач, их сравнительная оценка. Это теоретический раздел ВКР, в котором дается характеристика выбранной проблемы исследования. Он может содержать исторический аспект решаемой проблемы, нормативно-правовые основы исследуемых процессов и явлений, анализ документов и литературных источников. Кроме представленного анализа использованных источников, студент должен выразить свою точку зрения по проблеме исследования.
Вторая глава является аналитической и посвящается анализу собранной статистической информации по проблеме исследования. Анализ охватывает основные показатели деятельности конкретной организации (предприятия, учреждения), на примере которой проводится исследование. Результаты анализа представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков. Кроме того, в данной главе может даваться характеристика и оценка отечественного и зарубежного опыта.
В третьей главе автор ВКР формулирует предложения (направления, пути, рекомендации) по совершенствованию предмета исследования исходя из результатов анализа, выполненного в первых двух главах, а также изучения прогрессивного отечественного и зарубежного опыта. Демонстрируются отчетные показатели деятельности предприятия (организации, учреждения) в таблицах и иллюстрациях. Формулируются предложения и рекомендации по теме исследования. Обосновывается их эффективность.
Главы ВКР, как правило, делятся на параграфы. Раздел может содержать 2-3 параграфа. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа в конкретной главе, разделенные точкой (например, 1.1.).
Каждая глава ВКР должен заканчиваться выводом.
В ВКР заключение размещается после основной части.
Слово ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в виде заголовка (симметрично тексту по центру) прописными (заглавными) буквами, прямым жирным шрифтом 14 пт.
Заключение содержит краткие теоретические и практические выводы по итогам выпускной квалификационной работы, основные результаты, полученные в ходе ее выполнения и рекомендации по их практическому и научному применению. Объем заключения – 2-3 страницы текста.
Список источников и литературы представляет собой перечень использованных в работе источников в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список использованных источников размещается в конце работы после заключения. Он должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении выпускной квалификационной работы, на которые обязательно по тексту должны быть ссылки.
В начале списка располагаются в хронологическом порядке нормативные акты (Конституция РФ, Кодексы, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, положения, инструкции, письма и рекомендации ФНС РФ, Министерства финансов РФ, МВД РФ, Минюста РФ и др. по теме работы) с изменениями и дополнениями.
Затем в алфавитном порядке следует перечень источников, включающий учебники, пособия, монографии, статьи периодических изданий, отражающие положения по теории и практике исследуемых проблем и др.
Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: фамилию и инициалы автора (авторов), полное название (без кавычек), место издания, название издательства, год издания, общее количество страниц.
При использовании источников на иностранных языках их список размещается после литературы на русском языке, в последовательности букв латинского алфавита. Порядковая нумерация при этом сохраняется общая.
Использование в качестве источников материалов Internet допустимо при ссылках на официальные сайты. Пример оформления списка источников и литературы представлен в приложении 1.
В работе приложения размещаются после списка использованных источников. Порядковая нумерация страниц при этом сохраняется.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть (например, громоздкость сводных таблиц, проводимых расчетов, большое количество иллюстраций и др.).
В приложения рекомендуется включать материалы, дополняющие выпускную квалификационную работу в т.ч.:
- промежуточные расчеты (например, формы бухгалтерской финансовой отчетности, аналитические расчетные таблицы, налоговые и таможенные декларации и др.);
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- иллюстрации вспомогательного характера;
- материалы о внедрении результатов выпускной квалификационной работы.
4. Организация выполнения ВКР
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается научно-педагогическими работниками с учетом профиля и направления подготовки выпускников. Она должна быть актуальной и соответствовать современному состоянию развития сферы исследования. В качестве тем выбираются проблемы, существующие в реальной деятельности организаций (предприятий, учреждений).
При формировании названия темы следует учитывать следующие особенности:
- название должно быть конкретным и кратким, содержать проблему, объект и предмет исследования;
- название не должно быть ни публицистичным, ни информативным, не содержать слова «проблемы», «роль», «посредством»;
- недопустимы неопределенные формулировки (например, «Исследование некоторых вопросов ...»), а также штампы (например, «К вопросу о …»);
- желательно, чтобы название темы состояло из логического подлежащего и логического сказуемого (например, «Налоговое консультирование и информационное обслуживание налогоплательщиков: оценка и тенденции»).
В большинстве случаев выпускная квалификационная работа выполняется по материалам конкретной организации (предприятия, учреждения), поэтому ее тема должна формироваться с указанием названия организации, что отмечается на титульном листе в круглых скобках (на примере ООО).
Студентам предоставляется право выбора темы работы, исходя из тематики, определенной выпускающей кафедрой и утвержденной в установленном порядке. Одновременно утверждаются списки руководителей выпускных квалификационных работ по направлению (профилю подготовки).
Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Для студентов очной формы обучения тема ВКР определяется до прохождения практики. В процессе практики отдельные вопросы задания на выполнение выпускной квалификационной работы могут корректироваться.
Студенты заочной формы обучения выбирают темы ВКР, связанные с их производственной деятельностью. В случае если студент заочник не работает, тема выпускной квалификационной работы определяется заведующим кафедрой из утвержденного перечня.
Руководитель ВКР в течение 10 дней с даты приказа о закреплении тем ВКР оформляет и выдает обучающемуся задание и календарный план-график выполнения ВКР (Приложение 3,4), которые разрабатываются с учетом установленных образовательной программой видов и задач профессиональной деятельности и требований к результатам освоения ОПОП в части сформированности соответствующих компетенций.
Руководитель ВКР обязан:
- оказывать практическую помощь студенту в выборе темы работы и в разработке плана-графика ее выполнения;
- разрабатывать с участием студента и выдавать задание на выполнение работы;
- проводить квалифицированную консультацию по выбору источников и фактических материалов для изучения и выполнения работы;
- помогать выпускнику в выборе методики исследования;
- давать рекомендации по возможным решениям основных задач, стоящих перед автором выпускной квалификационной работы, сохраняя за ним самостоятельность в принятии решений;
- проверять обоснованность выводов, разрабатываемых выпускником рекомендаций и предложений, корректность выполняемых расчетов;
- осуществлять систематический контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с календарным планом и контрольными сроками выполнения отдельных ее этапов;
- контролировать правильность изложения текстового и представления иллюстрационного материалов, обращая внимание на соблюдение требований ГОСТ, Методических рекомендаций и указаний по оформлению ВКР.
Работа студента над темой начинается с изучения задания, которое он получает от руководителя.
После изучения задания составляется календарный план с установлением контрольных сроков выполнения отдельных этапов работы.
Студент обязан выполнять все требования руководителя выпускной квалификационной работы, в установленные сроки представлять ему подготовленные материалы по этапам выполнения работы, посещать консультации по его указанию.
Выполнение ВКР, в свою очередь, делится на несколько этапов: подготовительный, исполнительный и заключительный (оформительский).
Подготовительный этап осуществляется в течение практики. Студент, выбрав объект исследования, собирает необходимые данные, изучает литературу по теме работы, проводит анализ имеющихся решений по аналогичным проблемам, составляет проект плана выполнения выпускной квалификационной работы (ее содержания).
На данном этапе руководитель советует как начать работу по рассмотрению темы, корректирует календарный план работы, дает рекомендации по подбору литературы, оказывает помощь студенту в формулировании актуальности и новизны, цели и задач проводимого исследования, определении объекта и предмета исследования.
Исполнительный этап заключается в формировании материала работы, приведении в соответствующий вид и обобщении собранной информации. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывает на недостатки аргументации выдвигаемых автором положений, стиля изложения материала, приводимых примеров и доказательств, консультирует выпускника по вопросам устранения выявленных недостатков, оказывает помощь в формировании рекомендаций и предложений.
На заключительном этапе выпускник занимается оформлением работы и подготовкой ее к предзащите и защите. На данном этапе руководитель советует выпускнику как лучше представить материал работы с позиций объективности, достоверности, доказательности и наглядности, оказывает помощь в формулировании общих выводов.
Оформление ВКР.
Содержание работы должно соответствовать заданию. Наименование темы работы в текстовых материалах должно совпадать с наименованием, утвержденным приказом. Выпускная квалификационная работа брошюруется в типовую твердую папку, принятую условиями архивирования документов института.
Выпускная квалификационная работа включает теоретическую и практическую части, должна носить творческий научный характер и соответствовать требованиям к содержанию и оформлению, предъявляемым к отчетам о научно-исследовательской работе, изложенным в ГОСТ.
Рекомендуемый объем ВКР – 40-60 страниц печатного текста (без приложений) формата А4. Дополнительно в работу могут быть включены приложения, макеты и т.д. В рекомендуемый объем ВКР объем приложений не учитывается.
Начертание текста работы должно быть четким, качественным. Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, могут быть исправлены при помощи корректора. Наклейки не допускаются.
Сокращение русских слов и словосочетаний должно соответствовать требованиям установленным стандартом.
Наиболее часто используемыми сокращениями в тексте являются: век – в., год – г., страница – с., смотри – см., таблица – табл., рисунок – рис., приложение – прил., автор – авт., статья – ст., округ – окр., область – обл., район – р-н, то есть – т.е., в том числе – в т.ч., и так далее – и т.д., и тому подобное – и т.п., и прочее – и пр., и другие – и др.
Текст, набранный на компьютере в текстовом редакторе Word, должен быть форматирован по ширине листа и оформлен следующим образом:
- ширина полей (параметры страницы): сверху – 2 см, снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см;
- шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт Times New Roman; межсимвольный интервал – обычный; межстрочный интервал – полуторный. Абзацный отступ – 1,25. Текст таблиц набирается прямым шрифтом размером 12 (11) пт, через одинарный интервал;
- порядковая нумерация станиц проставляется арабскими цифрами внизу справа листа, размер шрифта – 12 пт, Times New Roman;
- формулы должны быть оформлены в редакторе формул программы Word.
Изложение материала ВКР должно быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Текст работы излагается в безличной форме, например: «Значение коэффициента ... принято ... », или « ... принимается»; «В результате анализа ... получено ...» и т.п.
В тексте должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в литературе по профилю подготовки обучающихся.
Не допускается применять:
- обороты разговорной речи и профессионализмы;
- для одного и того же понятия различные научно-технические и специальные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
- математические знаки без числовых значений (т.е. для замены слов), например: > (больше), < (меньше), = (равно), Ф (не равно), а также знака № (номер), % (процент) и др.
Перечисления в тексте выделяются дефисом, строчными буквами (кроме ё, й, о, ы, ь, ъ) и арабскими цифрами со скобками: а), б), 1), 2). В ВКР рекомендуется не более двух стилей перечислений.
Если в тексте работы приводится диапазон числовых значений какой- либо величины, то обозначение ее указывается после последнего числового значения диапазона. Например, от 1 до 5 км, от 5 до 10 лет, от 350 до 450 тыс. руб., от плюс 10 до минус 40° С и др.
Разрешается использовать возможности акцентирования внимания на отдельных терминах, применяя жирный шрифт и курсив (исключая подчеркивание).
Формулы пишутся отдельной строкой. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Знаки препинания ставят на продолжении основной строки формулы, непосредственно за ней. Например,
Приведенные затраты рассчитываются по формуле:
3i = Ci + Ен Ki, (1)
а удельные капитальные вложения по формуле:
Ку = N/K, (2)
где 3i – приведенные капитальные вложения, тыс. руб.;
Ci – себестоимость i-го варианта капитальных вложений, тыс. руб.;
Ен – нормативный коэффициент эффективности, 0,15;
Ki – капитальные вложения по i - варианту, тыс. руб.;
Ку – удельные капитальные вложения;
N – объем произведенной продукции, тыс. руб.;
К – капитальные вложения, т. руб.
После формулы помещают перечень всех принятых в ней символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Формулы нумеруются сквозной порядковой нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу не нумеруют. При ссылке на формулу указывается ее полный номер в круглых скобках, например, «... в формуле (1)» или «см. формулу (2)».
Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии) оформляют как рисунки и размещают сразу после первой ссылки на них в тексте.
Иллюстрации сопровождаются номером рисунка и наименованием (под рисунком), по центру. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией. Если иллюстрация одна, ее не нумеруют.
Наименование (заголовок) иллюстрации начинается с прописной (заглавной) буквы и выполняется прямым шрифтом, 14 пт с одинарным межстрочным интервалом.
Например,
Рис. 1. Динамика поступления администрируемых ФНС доходов
в бюджетную систему РФ
Иллюстрация может иметь поясняющие надписи, раскрывающие суть иллюстрации и детали содержания (они размещаются под словом Рис. и наименованием иллюстрации).
Ссылки в тексте на рисунки оформляются следующим образом: «на рис. 1 представлены…», « … как показано на рис. 2» или (см. рис.3).
Помещать в работу таблицы целесообразно тогда, когда их содержание невозможно передать текстом, а также для наглядного представления материала работы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией. Заголовок таблицы пишется с прописной (заглавной) буквы.
Над таблицей делается надпись Таблица 1 с указанием ее номера с последующим заголовком. Заголовок таблицы выполняется прямым шрифтом, 14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Текст в таблице набирается прямым шрифтом, 12 пт с одинарным межстрочным интервалом.
Например,
Таблица 1
Организация ведения реестров…………………..
В заголовках таблиц недопустимы нестандартные сокращения. Названия граф пишут в именительном падеже, единственном числе.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, заголовок размещается только над ее первой частью. При переносе части таблицы на другую страницу пишут «Продолжение» и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 2».
На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы, при ссылке следует указывать номер таблицы. Например, «Данные о ... представлены в табл. 1» или (см. табл. 3).
Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте так, чтобы ее можно было читать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. Для облегчения ссылок по тексту в таблицах допускается нумерация граф. Графа № п.п. в таблицы не включается.
К таблицам при необходимости каких-либо пояснений приводят примечания. Примечания следует помещать непосредственно после таблицы, к которой относятся эти примечания и печатать с прописной (заглавной) буквы с абзаца.
Список использованных источников и литературы размещается после заключения и включает перечень всех источников, к которым обращался автор в процессе выполнения выпускной квалификационной работы. Эти обращения показываются в тексте работы в виде ссылок.
Приводимые в работе сведения из литературных источников (цифровые данные, цитаты, общие выводы и положения, мнения авторов) должны иметь точные ссылки на источники информации. При подстрочной сноске библиографические данные литературного источника должны быть отделены от основного текста линией, размещенной у левого края листа. Текст сноски пишут с абзацного отступа через один межстрочный интервал. При компьютерном наборе размер шрифта сноски допускается уменьшать против размера шрифта в основном тексте. Рекомендуемый шрифт – Times New Roman, размер 12 пт. В конце сноски необходимо указывать номер страницы, например:
1См.: Маркетинг. Учебник, 3-е изд. Под ред. акад. Романова А.Н. – М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 2011. – С. 58.
Сноски должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. Цитирование должно быть полным без произвольного сокращения цитируемого текста. Пропуски слов, предложений, абзацев при цитировании допускаются без искажения смысла цитируемого текста и обозначаются многоточием (...). Если перед опущенным текстом стоял знак препинания, то он не сохраняется. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Научные термины, предложенные другими авторами, если они не являются предметом полемики в работе, в кавычки не заключаются. В случае полемики к термину добавляется выражение «так называемый».
Если цитата полностью воспроизводит предложение текста в источнике и не представляет часть предложения автора работы, а также, если цитируемый текст идет после точки, то она начинается с прописной буквы. Во всех остальных случаях цитата начинается со строчной буквы. При цитировании литературных источников приводятся подстрочные ссылки на источник.
Список использованных источников должен составлять 10-20 источников. Преимущество должно отдаваться источникам последних лет издания (не более 5-ти лет).
После списка использованных источников в ВКР помещают приложения. Приложения оформляют как продолжение выпускной квалификационной работы на последующих листах. В тексте выполненной работы на все приложения должны быть даны ссылки (например, «сведения представлены в прил. 1») или (см. прил. 1).
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием, в верхней ее части, слова Приложение и его номера, с последующей записью заголовка (названия приложения) симметрично относительно текста с прописной (заглавной) буквы прямым жирным шрифтом, 14 пт.
Например,
Приложение 1
Перечень функциональных операций сотрудников отдела
Если в ВКР одно приложение, оно обозначается «Приложение» (без номера) с последующей записью его названия.
При подготовке студентом рукописи ВКР особое внимание следует уделить тому, насколько логично и последовательно изложен материал, выделены ли основные положения и достаточно ли они аргументированы, удалось ли показать новизну в выполненной работе, насколько убедительны и доказательны формулировки и выводы. Одновременно проверяется правильность оформления всех структурных элементов работы.
На заключительном этапе полностью подготовленная и проверенная руководителем выпускной квалификационной работы подписывается студентом (на титульном листе и последней странице работы) и руководителем (на титульном листе).
Руководитель готовит письменный отзыв, характеризующий процесс выполнения студентом ВКР по всем разделам и на соответствие требованиям по ее содержанию и оформлению, предъявляемым к данной форме отчетности, положительные стороны и недостатки, степень активности и самостоятельности автора.
ВКР должны быть завершены и представлены заведующим выпускающей кафедрой за четыре недели до защиты на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Допуск к защите оформляется подписью заведующего кафедрой на титульном листе выпускной квалификационной работы.
5. Защита ВКР
К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки высшего образования.
Защита ВКР проводится на открытом заседании ГЭК согласно расписанию. До начала работы ГЭК выпускник представляет секретарю следующие материалы:
- ВКР с электронной копией на диске;
- отзыв руководителя;
- заполненный план-график;
- справку о проверке на объем заимствований.
Перед защитой секретарь ГЭК передает ВКР председателю, который представляет членам комиссии выпускника, тему работы, оценку руководителя, после чего студенту предоставляется слово для доклада.
Продолжительность доклада не должна превышать 10 минут.
В докладе должны найти отражение:
- актуальность темы ВКР;
- характеристика объекта и предмета исследования;
- цели и задачи выполненной работы;
- краткий содержательный анализ проблемы по разделам работы с привлечением демонстрационных материалов;
- полученные автором результаты работы, рекомендации и предлагаемые решения, обоснование возможностей их реализации.
Студенту рекомендуется для иллюстрации своего доклада представить раздаточные материалы, согласованные с руководителем выпускной квалификационной работы (с изложением предложений разработанных лично автором в объеме 3-5 страниц формата А4, для каждого члена комиссии), а также подготовить презентацию.
За принятые в ВКР обоснования и решения, правильность расчетов несет ответственность автор выпускной квалификационной работы.
В свое выступление студент не должен включать теоретические положения, заимствованные из нормативных или литературных источников, т.к. они не являются предметом защиты.
Внимание должно быть сосредоточено на собственных разработках. В ходе доклада активное использование иллюстрационных материалов способствует усилению доказательности выводов и предложений. По окончанию доклада председатель предлагает членам ГЭК и присутствующим задавать вопросы выпускнику, относящиеся, в основном, к теме выпускной квалификационной работы, а также вопросы теоретического и практического характера по дисциплинам, изученным в институте.
После ответов на вопросы членов ГЭК зачитывается отзыв и студенту дается право для ответов на замечания. Если замечания существенные или студент не согласен с замечаниями, то он должен обосновать свое несогласие; если замечания незначительные, он может с ними согласиться. На этом процесс защиты завершается.
Оценка выпускной квалификационной работы принимается коллегиально на закрытом заседании открытым голосованием. При этом оформляется специальный протокол, в котором отмечаются вопросы, заданные выпускнику, особые мнения членов ГЭК, оценка выполнения выпускной квалификационной работы и ее защиты.
Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите по прежней теме, после устранения выявленных недостатков, или по вновь назначенной теме в течение трех лет после окончания вуза, но не ранее, чем через год после первой защиты.
6. Рекомендуемые критерии оценки выпускных квалификационных работ
Защита выпускной квалификационной работы заканчивается выставлением оценок.
Критерии оценки выполнения ВКР
Критерии |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
1. Актуальность темы ВКР. |
Обоснована актуальность проблемы и темы ВКР, ее практическая значимость. |
В основном определена актуальность проблемы, практическая значимость темы ВКР |
Не определена актуальность проблемы и темы ВКР. |
Не обоснована актуальность темы ВКР. |
2. Разработка методологи- ческой структуры ВКР |
Определены и обоснованы объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы ВКР. |
Определен и в основном а методологи- ческая структура ВКР |
Имеются неточности в методологической структуры |
Не соотносятся объект и предмет, цели и задачи, цели и методы ВКР |
3. Выбор и оформление источников литературы |
Список источников в основном соответствует теме |
Имеются нарушения в оформлении списка, отбор источников недостаточно обоснован |
Имеются нарушения в оформлении списка, отбор источников недостаточно обоснован |
Структура работы не обоснована. |
4. Выбор структуры работы |
Структура ВКР соответствует цели и задачам, содержание соответствует названиям глав , подглав, части соразмерны. |
Структура ВКР соответствует целям и задачам, имеется незначительное рассогласование содержание и названия глав, некоторая несоразмерность подглав
|
Имеется ряд нарушений в выборе структуры ВКР. |
Структура работы не согласована. |
5. Оформление выводов и заключения. |
Выводы логичны, обоснованы, соответствуют цели, задачам и методам работы. В заключении указаны степень подтверждения новизны, возможности внедрения и дальнейшие перспективы работы над темой. |
Выводы и заключения в целом обоснованы; содержание работы допускает дополнительные выводы. |
Имеются логические погрешности в выводах, их недостаточная обоснованность. |
Выводы и заключения не обоснованы. |
6. Глубина теоретического анализа темы. |
Изучены основные теоретические работы, посвященные проблеме ВКР, проведен сравнительно- сопоставительный |
Изучена большая часть основных работ, проведен их сравнительно- сопоставительный анализ, определена |
Изучены недостаточно или не полностью основные работы по анализу темы |
Не изучены основные и теоретические работы, источников, сплошное конспектирование работ, отсутствует анализ источников, отсутствует собственная позиция автора. |
7. Обоснован- ность практи- ческой части исследования |
Определена методика и обоснованы методы, методика, сроки и объект исследования в соответствии с целью и актуальностью ВКР
|
Определены и в основном обоснованы методы, сроки, база исследования |
Методы и методика исследования недостаточно или частично обоснованы, объект исследования |
Методы, объект исследования не соответствуют цели ВКР |
8. Объем работы |
выдержано соотношение частей по объему, не превышает рекомендуемый объем |
Работа превышает рекомендуемый объем, теоретическая часть превышает по объему практическую |
Работа меньше рекомендуемого объема, как в теоретической, так и в практической части. |
Работа не соответствует требованиям по объему |
9.Оформление работы |
Ссылки, графики, таблицы, заголовки, содержание оформлены безупречно, работа вычитана |
Имеются отдельные нарушения в оформлении таблиц, графиков. |
Имеется ряд нарушений в оформлении ВКР. |
Работа не вычитана, содержит орфографические, пунктуационные ошибки. |
10. Степень организован -ности и само- стоятельнос ти при выполне- нии работы. |
Студентом соблюдается график выполнения ВКР, проявляется высокая степень самостоятельности в подборе и анализе литературы, раскрытии практических аспектов ВКР |
График выполнения ВКР в основном соблюдается, работа выполняется в сотрудничестве с руководителем |
График соблюдается, рамка ведется в рамках указаний руководителя. |
График не соблюдается, указания руководителя выполняются частично или не выполняются |
11. Уровень защиты ВКР |
Студент раскрыл тему своей работы, точно ответил на все поставленные задачи, продемонстрировал умение дискуссии профессиональным языком, отстаивает свою позицию, признает возможные недочеты. |
В целом раскрыта тема работы, даны точные ответы на вопросы; отчасти студент испытывает затруднения в ведении дискуссии профессиональным языком. |
Сущность работы раскрыта частично, ответы на вопросы недостаточно убедительны. |
Сущность работы студентом осознана недостаточно, студент слабо ориентируется в содержании ВКР. |
12. Владение профессиональным языком устной и письменной речи. |
Текст ВКР и выступление выпускника в ходе защиты логичны, последовательны, грамотны, репрезентативны, используется фразеология профессионального языка грамматические и синтаксические особенности научного стиля. |
Студент в основном владеет профессиональным языком. |
Студент частично владеет профессиональным языком. |
Студент не владеет профессиональным языком. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Пример оформления списка использованных источников
Список источников и литературы
1. Конституция Россۡиۡйсۡкоۡй Феۡдерۡаۡцۡиۡи (ۡпрۡиۡнۡятۡа всеۡнۡароۡдۡнۡыۡм гоۡлосоۡвۡаۡнۡиеۡм 1ۡ2.1ۡ2.1ۡ9ۡ9ۡ3) (с учетоۡм поۡпрۡаۡвоۡк, вۡнесеۡнۡнۡыۡх Зۡаۡкоۡнۡаۡмۡи РФ о поۡпрۡаۡвۡкۡаۡх к Коۡнстۡитуۡцۡиۡи РФ от 30.1ۡ2.ۡ2008 № 6-ФۡКЗ, от 30.1ۡ2.ۡ2008 № 7-ФۡКЗ, от 05.0ۡ2.ۡ2014 № 2-ФۡКЗ, от 21.07.ۡ2014 № 11-ФۡКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Налоговый коۡдеۡкс Россۡиۡйсۡкоۡй Феۡдерۡаۡцۡиۡи от 5 аۡвۡгустۡа 2000 гоۡдۡа № 117-ФЗ (с измнениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный зۡаۡкоۡн «О рۡыۡнۡке цеۡнۡнۡыۡх буۡмۡаۡг» от 2ۡ2.04.1ۡ9ۡ96 № 3ۡ9-ФЗ (ۡпосۡлеۡдۡнۡяۡя реۡдۡаۡкۡцۡиۡя) // СПС КонсультантПлюс.
4. Александрова А.ۡЮ. Нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡие: пۡлۡаۡнۡироۡвۡаۡнۡие, аۡнۡаۡлۡиз, коۡнтроۡлۡь. Учебное пособۡие дۡлۡя ВУЗоۡв / А.ۡЮ. Аۡлеۡксۡаۡнۡдроۡвۡа, О.Н. Сеۡдۡиۡнۡкۡиۡнۡа. – М.: КۡноۡРус, 2015. – 271 c.
5. Базилевич О.ۡИ. Нۡаۡлоۡгۡи и нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡие. Прۡаۡктۡиۡкуۡм: Учебۡное пособۡие / О.ۡИ. Бۡазۡиۡлеۡвۡич, А.З. Дۡаۡдۡаۡшеۡв. – М.: Вузоۡвсۡкۡиۡй учебۡнۡиۡк, ИۡНФۡРۡА-ۡМ.: КۡноۡРус, 201ۡ3. – 285 c.
6. Владыка М.ۡВ. Нۡаۡлоۡгۡи и нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡие: Учебۡнۡиۡк / В.Ф. Тۡарۡасоۡвۡа, М.ۡВ. Вۡлۡаۡдۡыۡкۡа, Т.ۡВ. Сۡаۡпрۡыۡкۡиۡнۡа; Поۡд обۡщ. реۡд. В.Ф. Тۡарۡасоۡвۡа. – М.: КۡноۡРус, 201ۡ2. – 488 c.
7. Захарьин В.ۡР. Нۡаۡлоۡгۡи и нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡие: Учебное пособۡие / В.ۡР. Зۡаۡхۡарۡьۡиۡн. – М.: ИۡД ФОۡРУۡМ, НۡИۡЦ ИۡНФۡРۡА-ۡМ, 201ۡ3. – 3ۡ20 c.
8. Косов М.ۡЕ. Нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡие фۡизۡичесۡкۡиۡх лۡиۡц: Учебۡное пособۡие / М.ۡЕ. Косоۡв, И.ۡВ. Осоۡкۡиۡнۡа. – М.: ЮۡНۡИТۡИ, 201ۡ3. – 367 c.
9. Косов М.ۡЕ. Нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡие доۡхоۡдоۡв и иۡмуۡщестۡвۡа фۡизۡичесۡкۡиۡх лۡиۡц: Учебۡное пособۡие / М.ۡЕ. Косоۡв, Л.ۡА. Крۡаۡмۡареۡнۡко, Т.ۡН Оۡкۡаۡноۡвۡа. – М.: ЮۡНۡИТۡИ, 2014. – 4ۡ31 c.
Приложение 7
Образец оформления содержания бакалаврской работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Рынок услуг налогового консультирования
в России................................................................................................ 6
1.1 Теоретические аспекты налогового консультирования: понятие,
сущность, виды................................................................................... 6
1.2 Эволюция налогового консультирования в России.................... 14
1.3 Зарубежный опыт налогового консультирования в развитых
странах Европы................................................................................... 22
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния и основных проблем налогового консультирования в России...................... 30
2.1 Налоговый консалтинг России сегодня....................................... 30
2.2 Проблемы, препятствующие развитию налогового
консультирования............................................................................... 38
ГЛАВА 3. Перспективы развития рынка услуг налогового консультирования в России................................................... 46
3.1 Основные направления совершенствования налогового
консалтинга......................................................................................... 46
3.2 Способы решения проблем налогового консультирования,
препятствующих его развитию........................................................... 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............................. 64
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................ 66
Статьи
Основные положения относительно плагиата, применяемые нами в нашей работе, изложенные простым языком и с примерами.
Пояснения к договору о заказе работ. Честно, открыто, информативно.
Мы никогда не скрываем мелким почерком в договоре или еще где-то какие-то значимые моменты при заказе дипломных, курсовых и иных студенческих работ. Наоборот, обо всем важном всегда сообщаем клиенту: устно, по e-mail, в материалах на нашем сайте.
Антиплагиат.ВУЗ - это «надстройка» к обычной программе на сайте Antiplagiat.ru. Отличия: добавляется архив работ, сданных в этот ВУЗ и другие, подключенные к системе. Доступ к ней имеют только преподаватели.
Где лучше заказать дипломную работу, курсовую или реферат?
Есть несколько вариантов. Итак, у вас подошла сессия, и вы решили сэкономить свое время и заказать дипломную или курсовую работу.
В поисках места, где можно заказать какую-либо письменную студенческую работу, вы наверняка в первую очередь обращаете внимание на отзывы о рефератных фирмах, которые оставили якобы довольные клиенты. Что объяснимо, ведь вы рассчитываете на качественный диплом или курсовую и хотите получить за них хорошую оценку. После прочтения отзывов в Интернете, у вас появляется вера в то, что результат будет стоить потраченных денег. К сожалению, это не всегда так.