Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению «Менеджмент»
Методические указания составлены в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с учетом особенностей подготовки выпускников по конкретному направлению.
В методических указаниях сформулированы основные требования к квалификационной работе бакалавра. Приведены основные требования к оформлению ВКР бакалавра и порядку ее защиты. Рекомендованы примерные темы ВКР по направлению 38.03.02 – «Менеджмент» профилям «Менеджмент на предприятиях нефтяной и газовой промышленности» и «Менеджмент в строительстве».
Введение
Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра (ВКРБ) по направлению «Менеджмент» осуществляется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области менеджмента и выявление умения применять полученные знания при решении конкретных экономических, научных и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в ВКРБ проблем и вопросов; выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях экономики и менеджмента в современных условиях.
ВКРБ должна выявить умение автора наблюдать и накапливать факты, работать с первичными документами и литературными источниками, анализировать, обобщать и делать соответствующие выводы из результатов исследования, обосновывать резервы увеличения и удешевления производства продукции, разрабатывать научно обоснованные мероприятия по повышению экономической эффективности производства.
ВКРБ должна представлять собой законченную разработку современной экономической проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знание основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать полученные знания по ранее изученным учебным дисциплинам для решения поставленных в работе задач. Выполнение ВКРБ включает следующие этапы: выбор темы, составление плана, разработку методики исследования, сбор и обработку аналитического материала, написание работы и ее оформление, подготовку и защиту ВКРБ.
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1. Цель и задачи выпускной квалификационно работы бакалавра
Дипломная работа призвана выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи.
Кроме того, как будущий менеджер он должен быть готов выполнять следующие виды деятельности:
• профессионально-предпринимательскую;
• организационно-управленческую;
• планово-экономическую;
• конкретно-исследовательская;
• консультационную.
Основные цели дипломной работы:
1) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности;
2) развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в выпускном дипломном проекте;
3) определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.
В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра (ВКРБ) должен решить следующие задачи:
1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
2. Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
3. Изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы и управленческой ситуации конкретного предприятия.
4. Собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа.
5. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
7. Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия.
8. Оформить дипломную работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.
9. Выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.
Объектами, на базе которых выполняется квалификационная работа, могут быть:
• предприятия всех организационно-правовых форм и их подразделения, имеющие отношение к соответствующей отрасли народного хозяйства;
• проектные, научно-исследовательские и образовательные организации, имеющие отношение к соответствующей отрасли народного хозяйства;
• органы государственного управления и местного самоуправления в сфере деятельности, имеющей отношение к соответствующей отрасли народного хозяйства.
Основными задачами, которые должен решить студент при выполнении квалификационной работы являются:
1. Обоснование актуальности и значимости выбранной темы работы с точки зрения теории и практики управления деятельностью организации, инженерных решений.
2. Изучение теоретических положений по проблеме, сущности экономических категорий и процессов, нормативной документации.
3. Обоснование необходимости и возможности применения определенных современных методик принятия управленческих и технических решении по задачам, поставленным в квалификационной работе.
4. Сбор необходимой для проведения исследования информации с привлечением первичных и вторичных источников и использованием адекватных методов.
5. Проведение анализа состояния объекта исследования с использованием соответствующих методов обработки информации, выявление тенденций изменения показателей и проблем, требующих решения или совершенствования.
6. Разработка рекомендаций и предложений, их экономическое и организационное обоснование, необходимое и достаточное для решаемой задачи.
7. Обобщение результатов проведенных исследований, формулирование выводов о степени достижения целей, поставленных в работе, и возможности практического применения предложенных разработок.
8. Оформление квалификационной работы в соответствии с нормативными требованиями.
9. Подготовка к защите квалификационной работы перед членами ГАК.
Руководство выполнением квалификационных работ осуществляется преподавателями кафедры, а также специалистами предприятий и организаций. Руководители назначаются приказом ректора УГГУ по представлению выпускающей кафедры до начала преддипломной практики.
1.2. Выбор и утверждение темы квалификационной работы
Выбор темы квалификационной работы осуществляется студентом при согласовании с научным руководителем и специалистами предприятия (организации), где будет проходить преддипломная практика. При выборе темы выпускной квалификационной работы необходимо исходить из:
1. Актуальности проблемы и значимости ее для практической деятельности организации.
2. Потребностей развития и совершенствования конкретной организации.
3. Интересов, склонностей, научно-исследовательской работы студента во время обучения, а также перспектив его будущей профессиональной деятельности.
4. Научной специализации выпускающей кафедры и ее преподавателей.
5. Возможности получения конкретных статистических данных для проведения анализа и обоснования предлагаемых управленческих решений.
6. Наличия специальной научной литературы для теоретического обоснования проблемы.
Допускается внесение уточнений в название темы работы по согласованию с научным руководителем. Инициатором выбора темы может быть студент, научный руководитель или специалист организации.
Студент должен определиться с выбором темы квалификационной работы до начала преддипломной практики и представить на кафедру Заявление на дипломирование (прил. 1). Примерная тематика квалификационных работ по кафедре стратегического и производственного менеджмента приведена в прил. 2.
1.3. Основные этапы и сроки выполнения квалификационной работы
Соблюдение установленных сроков и последовательности выполнения квалификационной работы направлено на оптимизацию процесса достижения поставленных целей.
Рекомендуется следующая последовательность этапов ее выполнения:
1. Выбор темы работы, ее утверждение за месяц до начала преддипломной практики.
2. Подбор научной литературы, нормативной документации и ознакомление с ними до начала преддипломной практики.
3. Ознакомление с деятельностью предприятия (организации), основными показателями его деятельности, определение целей и задач заключительных исследований, составление планов их проведения не позднее 4-х недель после начала преддипломной практики.
4. Написание теоретической части работы с проработкой методического обеспечения для проведения анализа изучаемого объекта. Сбор аналитических данных по разработанному ранее плану. Представление руководителю теоретической части работы не позднее, чем за 2,5 месяца до дня зашиты.
5. Обобщение аналитических материалов и представление руководителю не позднее, чем за 2 месяца до дня защиты. Доработка теоретической части работы по замечаниям руководителя.
6. Экономическое, техническое и организационное обоснование предлагаемых решений и представление руководителю не позднее, чем за 1,5 месяца до дня зашиты работы. Доработка аналитической (расчетной) части работы по замечаниям руководителя.
7. Доработка рекомендательной части работы по замечаниям руководителя. Написание введения и заключения. Подготовка библиографического списка и приложений. Все части работы должны быть представлены руководителю не позднее, чем за 3 недели до дня защиты.
8. Прохождение нормоконтроля и исправление замечаний по оформлению работы.
9. В оформленном виде работа должна быть представлена научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до предполагаемого срока ее защиты. Об этом руководителем делается запись в дипломном задании и ведомости учета готовности квалификационных работ.
10. Подготовка к защите квалификационной работы.
Ход выполнения квалификационных работ контролируется выпускающей кафедрой по состоянию:
• через четыре недели после начала преддипломной практики (выдача дипломного задания);
• за два месяца до защиты (60 – 70 % работы);
• за три недели до защиты (90 – 100 % работы);
• за две недели до защиты (100 % работы).
Информация представляется руководителями в ведомости учета готовности дипломных (проектных) работ в виде указания количества выполненных частей работы или процента от общего объема.
1.4. Структура и содержание квалификационной работы
Квалификационная работа должна быть построена по общей схеме на основании методических указаний, отражающих современный уровень требований к завершающей стадии подготовки студента.
Порядок оформления дипломной работы представлен в Положении об итоговой аттестации УГГУ (СМК СТО 03.ОД.7).
Структура и содержание дипломной работы
В общем виде дипломная работа включает в себя:
- титульный лист;
- аннотацию;
- содержание;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.
Основная часть состоит из трех глав, каждая их которых имеет название, соответствующее теме квалификационной работы.
Методические указания к разделам квалификационной работы приведены ниже.
Титульный лист должен содержать все необходимые идентификационные признаки и выполнен по образцу макета, приведенного в прил. 3.
Далее следует задание на выполнение выпускной квалификационной работы (прил. 4).
Далее следует аннотация на русском и английском языках к выпускной квалификационной работе (прил. 5) .
В Содержании последовательно перечисляются заголовки разделов и подразделов, указываются номера страниц, с которых они начинаются (точно по тексту).
Введение, заключение, список использованных источников включают в содержание, но не нумеруют.
Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков.
Введение. Во введении, как вступительной части дипломной работы, необходимо:
• обосновать актуальность выбранной темы с точки зрения практической значимости проблемы для деятельности предприятий (организаций), а также ее теоретической и методической разработанности в специальной литературе;
• определить проблему исследования для данной дипломной работы;
• сформулировать цель дипломной работы и задачи по ее достижению;
• охарактеризовать объект исследования;
• перечислить виды источников информации, использованных для выполнения работы, и методы ее обработки;
• кратко описать структуру работы. Объем введения – 3 – 4 страницы текста.
Первая глава (название). Теоретическая глава должна содержать литературный обзор существующего состояния изучаемой проблемы и включать:
• характеристику существующих теоретических подходов к изучению проблемы, оценку степени разработанности в литературе и на практике;
• обзор дискуссионных вопросов, по-разному освещаемых в научной литературе. Он должен носить критический характер и отражать точку зрения автора дипломной работы;
• методические основы изучения проблемы исследования, выбранной для дипломной работы. При наличии различных методических подходов необходимо охарактеризовать их особенности и сформулировать свое представление по этому вопросу. Выбранные (или сформированные автором работы) методики послужат основной для изучения фактических данных в последующих главах работы, которые должны стать логическим продолжением теоретической главы;
• выводы или краткое обобщение содержания главы.
При написании теоретической главы работы студент должен показать знание общетеоретических и специальных подходов к изучению проблемы, умение обобщать материал литературных источников, выявлять основные тенденции и особенности развития проблемы, выявлять сходства и различия в точках зрения авторов теоретических и методических работ, делать самостоятельные выводы. Для более сжатого и наглядного изложения материала студент должен использовать различные схемы, позволяющие объемно представить содержание понятий и процессов.
Объем первой главы – примерно 25 – 35 с.
Вторая глава (название). Аналитическая глава включает исследование состояния изучаемой проблемы на предприятии (организации) и включает:
• общую характеристику объекта исследования с точки зрения предмета деятельности, истории развития, организационного построения, технико-экономического и финансового состояния;
• анализ состояния проблемы по ранее определенной методике исследования. Характер и объем изучаемого фактического материала будет зависеть от особенностей этой методики и объекта исследования;
• выводы или краткое обобщение содержания главы. Основными типами исследований в дипломных работах могут быть:
Разведочные – направленные на поиск идей, их подтверждение на основе собранных данных и прояснение проблемы, стоящей перед объектом исследования;
Описательные – направленные на подтверждение или опровержение какой-либо первоначально выдвинутой гипотезы;
Каузальные – направленные на установление причинно-следственных связей между какими-либо явлениями и прогнозирование их развития.
В работе может присутствовать один тип исследования или несколько. Возможно рассмотрение всех типов как стадий одного исследовательского процесса.
При написании этой главы студент должен показать умение экономически грамотно анализировать и оценивать состояния проблемы для выбранного объекта исследования на основе собранных данных литературных источников, статистических и справочных материалов, годовых и оперативных материалов предприятий (организаций), производить необходимые расчеты и делать обоснованные выводы. При этом он должен осуществить правильный отбор необходимой информации (не использовать ненужные сведения), определиться с временными границами сбора данных, применить необходимые методы их сбора и обработки. Наиболее полно должны быть проанализированы существующее состояние изучаемого явления, факторы, влияющие на его развитие, имеющиеся возможности и недостатки.
Для доказательства объективности полученных выводов студент должен обязательно указывать характер использованных данных с точки зрения их достоверности (реальные, измененные, вымышленные и т. д.) и делать ссылки на источники и методы сбора информации.
Для удобства анализа фактический материал должен быть оформлен в виде таблиц, графиков, диаграмм. Наиболее объемные и первичные материалы могут быть вынесены в приложения.
Выводы по второй главе должны быть увязаны с содержанием главы. Объем главы – примерно 25–35 с.
Третья глава (название). Базируется на результатах исследования, проведенного в предыдущей главе. В зависимости от цели и задач дипломной работы в ней могут быть представлены:
• программа мероприятий по совершенствованию какого-либо направления деятельности предприятия (организации), которая позволит решить выявленные проблемы и преодолеть имеющиеся недостатки;
• прогнозы дальнейшего развития какого-либо явления в определенных оговариваемых в работе условиях и возможные управленческие решения, возможные (или необходимые) для предприятия (организации) в этой ситуации;
• предложения по совершенствованию методик и инструментов решения каких-либо практических задач (плановых, технологических и т. д.) с их апробацией в реальных условиях и выводами об условиях применения;
• бизнес-план (или инвестиционный проект), необходимость реализации которого была обоснована в предыдущей главе;
• предложения по изменению организационной структуры предприятия в целом или по отдельным направлениям деятельности.
При выполнении этой главы студент должен показать умение на основе выводов проведенных исследований предлагать конкретные мероприятия, методы и способы разрешения конкретной проблемы. При этом строиться данная глава должна с учетом принципов системного подхода и динамичности. Необходимо учитывать взаимосвязи многих изменяющихся во времени объектов и факторов, а также многих сфер принятия управленческих решений в рамках предприятия с позиций как стратегического, так и оперативного управления.
Предложения и рекомендации дипломник должен обязательно обосновать с точки зрения экономических и, при необходимости, социальных последствий, которые будут проявляться в результате реализации этих разработок. Экономическое обоснование может быть выполнено в виде:
• расчета экономической эффективности инвестиций;
• оценки эффективности дополнительных текущих затрат на определенные мероприятия;
• оценки прогрессивности предложений по качественным параметрам;
• прогноза изменения определенных социально-экономических показателей;
• рейтинговых и экспертных оценок и т. д.
При этом студент должен выбрать адекватные методы и методики социально-экономического обоснования предложений, грамотно применить их, а также сделать необходимые выводы.
Объем этой главы – примерно 25–35 с.
Заключение. В этой части дипломной работы находят отражение основные положения и выводы, содержащиеся во всех главах работы. Основная мысль каждого параграфа выносится в заключение и логически увязывается с предыдущими и последующими выводами, т. е. в заключении отражаются степень решения поставленных задач, полученных результаты, указывается также где, и каким образом применение рекомендаций может принести практическую пользу в деятельности предприятия. Объем – 3–5 с.
Список использованной литературы. Должен содержать перечень использованных при написании дипломной работы литературных источников с их полным описанием по требованиям стандартов.
Приложения. В приложениях выносятся таблицы, первичные материалы, громоздкий иллюстрированный материал.
Общий объем дипломной работы должен быть 80–100 с.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА
2.1.Требования к оформлению текстовой части
Выпускная квалификационная работа бакалавра после её написания должна пройти нормоконтроль с целью проверки правильности её оформления.
ВКРБ выполняется на белой бумаге стандартного формата А4 (240х297 мм) объёмом 50–70 страниц рукописного текста (отпечатанного на принтере ПЭВМ).
Иллюстрации, графики, таблицы могут быть выполнены на бумаге иных стандартных форматов (А3). В этом случае они должны быть сложены под формат А4.
При написании текста обязательно оставляют следующие поля: левое – 25 мм, правое – 25 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 35 мм. Номер страницы располагают внизу страницы посередине.
Рубрикация ВКРБ должна быть по возможности простой. В большинстве случаев она двухступенчатая: деление производится на главы и параграфы.
Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы.
Нумерация параграфов внутри каждого раздела – самостоятельная.
Нумерация разделов и параграфов – арабскими цифрами с точкой в конце.
Номер подраздела (параграфа) состоит из номера раздела и подраздела, разделённых точкой. В конце номера также ставится точка. Например, второй параграф первой главы обозначается «1.2.»
Введение, заключение, а также список используемой литературы не нумеруются.
Заголовки разделов (глав) вписываются прописными буквами симметрично тексту. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки не подчёркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2–3 межстрочным интервалам.
Нумерация страниц ВКРБ включает титульный лист, но номер страницы на нём не ставят. На всех последующих страницах номер ставят внизу страницы в центре. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики, диаграммы), занимающие отдельные страницы, и приложения, включают в общую нумерацию страниц.
Оглавление помещают сразу же после титульного листа.
Основной текст необходимо излагать чётко, ясным выразительным языком, просто, сжато.
Фразы, формулировки, выводы должны быть законченными и ясными. Следует избегать длинных фраз, повторений, длинных слов и словосочетаний, которые затрудняют чтение и восприятие текста. На протяжении всего изложения следует соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений, символов. Не допускается применять одинаковые термины и обозначения для различных понятий без расшифровки их смыслового значения.
В тексте желательно избегать близкого соседства нескольких слов, образованных из одного корня. Часто повторяющиеся слова следует заменять словами-синонимами.
Необходимо правильно делить текст на абзацы. Ими следует выделять обособленные по смыслу части.
Не допускаются сокращения слов в тексте. Исключение составляют общепринятые сокращения.
Текст печатается шрифтом Times New Roman, кг 14, межстрочный интервал – 1,5.
Сплошной текст не должен прерываться рисунками и таблицами.
2.2. Требования к оформлению таблиц
К иллюстрациям принято относить рисунки и таблицы. Все рисунки и таблицы должны иметь названия и сквозную порядковую нумерацию.
Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице. В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей, и период времени, к которому относятся данные. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовках каждой графы, если в одной и той же единице (например: в млн руб.), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.
Пример оформления таблицы:
Таблица 1 – Лидеры рынка услуг маркетинговых исследований (2015 г.)
Страна |
Мировой оборот, млн долл. |
ВВП, млрд долл. |
Численность населения, млн чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
США |
5922 |
9963 |
273,2 |
Великобритания |
1623 |
1416 |
58,7 |
Германия |
1290 |
1872 |
82,1 |
Япония |
1206 |
4597 |
126,5 |
Франция |
958 |
1286 |
59,1 |
Канада |
434 |
697 |
30,5 |
Италия |
415 |
1012 |
57,3 |
Испания |
273 |
253 |
19,0 |
Австралия |
273 |
253 |
19,0 |
Нидерланды |
228 |
344 |
15,8 |
2.3. Требования к оформлению графического материала
Такие иллюстрации, как схемы, графики, диаграммы и т.д., именуются рисунками. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту работы, так и в конце ее, оформленные в приложении. Рисунки могут иметь поясняющие сведения. Наименование помещают под рисунком, поясняющие сведения – под наименованием. Примером служит рисунок 1.
Рисунок 1- Методология МИ в системе научных исследований
Рисунки следует размещать сразу после ссылки на них в тексте (Методология МИ в системе научных исследований, рис. 1) и таким образом, чтобы их можно было рассматривать без поворота аналитической записки или повернув ее по часовой стрелке. Рисунки на чертежной или миллиметровой бумаге, фотографии, входные документы, полученные на ЭВМ, допускается наклеивать на листы дипломной работы.
2.4. Оформление ссылок
Формулы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами в скобках справа.
Пояснение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводятся непосредственно под формулой.
Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия.
2.5. Оформление формул
Формулы располагают отдельными строками с абзацного отступа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифферен-цирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, разрешается помещать на одной строке, а не одну под другой.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле.
Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края, если в работе используется одна формула, то она не нумеруется.
Например:
Средняя экспертная оценка i-го показателя экспертами определяется следующим образом:
; i = 1, … , m ,
где Xij – экспертная оценка i-го показателя j-м экспертом при i = 1, … , m;
j = 1, … , n;
n – количество экспертов;
m – количество показателей.
2.6. Приложения
В приложениях обычно выводятся различные справочные материалы, громоздкие таблицы, исходные первичные материалы.
По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Приложения помещаются после списка используемой литературы.
Каждое приложение должна начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Номер приложения обозначают арабскими цифрами.
Располагать приложения стоит в порядке появления в тексте ссылок на них.
При оформлении приложения допускается использовать шрифты разной гарнитуры и размера.
2.7. Библиография
В конце работы располагается список использованной литературы, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов, и показывает степень изученности проблемы.
Список использованной литературы включает только те источники, которые непосредственно изучались при написании работы. На каждый источник, указанный в списке литературы, должна быть ссылка в тексте.
Источники должны располагаться в следующем порядке:
1. Нормативные правовые акты.
2. Монографическая литература.
3. Ресурсы Интернета.
4. Иностранная литература (размещается в алфавитном порядке).
Список использованной литературы имеет сквозную единую нумерацию. Источники нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца.
При библиографическом описании нормативных правовых актов сначала указывается статус документа (например, Федеральный закон, Указ Президента РФ и т. п.), затем его название, после чего приводится дата принятия документа, в его номере дата последней редакции.
Специальная литература включает монографии, научные статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, книги, статистические сборники, статьи в периодических изданиях.
В списке использованной литературы специальные источники располагаются строго в алфавитном порядке по фамилии авторов, а если автор не указан, – по названию работы.
Информация, размещённая в интернете, является электронным ресурсом удалённого доступа и может также использоваться при составлении списка литературы.
Библиографическое описание документов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.
3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ, ЗАЩИТЫ И ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Подготовка к защите квалификационной работы
В процессе выполнения работы законченные разделы дипломной работы предоставляются на проверку научному руководителю.
Кроме этого квалификационная работа в несброшюрованном виде представляется руководителю на нормоконтроль для проверки правильности ее оформления на соответствие стандартам.
На прошедшую нормоконтроль работу научный руководитель составляет письменный Отзыв руководителя (прил. 6), в котором особое внимание уделяется оценке выпускника по личностным характеристикам (ответственность, дисциплинированность, самостоя-тельность, активность, творчество, инициативность и т. д.), дается общая рекомендуемая оценка и мотивируется возможность или невозможность представления квалификационной работы на защиту в ГАК. Решение руководителя является основанием для допуска кафедрой квалификационной работы к защите.
Для получения дополнительной объективной оценки квалификационная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее рецензирование. К рецензированию могут привлекаться преподаватели вузов, высококвалифицированные специалисты др. организаций, НИИ, государственных учреждений. Список рецензентов согласовывается и утверждается кафедрой. Форма отзыва рецензента представлена в прил. 7. В нем рецензент должен сосредоточить внимание на актуальности темы, качестве выполненной работы, ее положительных сторонах и недостатках, а также дать непосредственную оценку квалификационной работы требованиям ФГОС.
При подготовке к защите студент должен подготовить доклад по теме квалификационной работы (на 10–12 мин.), в котором необходимо четко и кратко изложить основные положения работы. Для наглядности и экономии времени целесообразно подготовить иллюстрации (таблицы, схемы, графики и т. д.) в виде иллюстрационного материала членам ГАК (прил. 8).
Перед защитой студентом представляются в ГАК следующие документы:
1) квалификационная работа, подписанная на титульном листе выпускником, научным руководителем);
2) дипломное задание с отметками сроков выполнения работы, подписанное научным руководителем, и заключением заведующего кафедрой о допуске к защите;
3) аннотация;
4) отзыв научного руководителя;
5) рецензия на квалификационную работу.
3.2. Защита выпускной квалификационной работы
К защите дипломной работы готовиться надо основательно и серьезно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следует отметить: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.
Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.
Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, содержать выводы и предложения, формулировки – обоснованными и лаконичными.
В целях повышения качества защиты дипломных проектов дипломник под руководством научного руководителя прорабатывает доклад к защите и его краткие тезисы для возможной публикации в открытой печати. На предзащите дипломной работы перед комиссией доклад дипломника по основным направлениям может подвергнуться существенной корректировке.
На заседании могут присутствовать руководители проектов, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.
Защита квалификационной работы проводится на открытом заседании ГАК согласно положению о ГАК.
Порядок защиты:
1) председатель ГАК объявляет фамилию, имя и отечество дипломника, название работы с указанием места ее выполнения;
2) доклад дипломника продолжительностью не более 10 – 12 минут, в течение которых он должен кратко сформулировать актуальность, цель и задачи квалификационной работы, изложить основные выводы и рекомендации, обосновать их эффективность. Студент может пользоваться заранее подготовленным тезисами доклада и обязательно использовать иллюстрированный материал (5– 6 листов), в т.ч. презентацию;
3) после окончания доклада члены ГАК и присутствующие на защите предлагают дипломнику вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме квалификационной работы;
4) секретарь ГАК зачитывает рецензию;
5) дипломник отвечает на вопросы, поставленные в рецензии;
6) выступление руководителя квалификационной работы, а в случае его отсутствия – секретарь ГАК зачитывает отзыв руко-водителя;
7) председатель ГАК предоставляет желающим слово для выступления, после чего объявляет об окончании защиты.
После окончания открытой защиты проводится закрытое заседание ГАК (возможно с участием руководителей), на котором определяются итоговые оценки по 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
После закрытого обсуждения председатель объявляет решение ГАК. Протокол заседания ГАК ведется секретарем. В него вносятся все заданные вопросы, особые мнения, решение комиссии об оценке и присвоении выпускнику соответствующей квалификации.
Протокол подписывается председателем ГАК, членами комиссии и секретарем.
Студенту, не защитившему квалификационную работу в установленные сроки по уважительной причине (подтвержденной документально), срок обучения может быть продлен до следующего периода работы ГАК, но не более чем на 1 год.
3.3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы
Оценка выпускной квалификационной работы производится по четырем группам критериев:
• Уровень теоретической проработки проблемы предполагает оценку широты и качества изученных литературных источников, логики изложения материала, глубины обобщений и выводов в первой главе, а также теоретического обоснования возможных решений проблемы.
• Методическая грамотность проведенных исследований во второй главе работы предполагает оценку обоснованности применения методик исследования, информационной адекватности и правильности использования конкретных методов и методик анализа.
• Достаточность и качество обоснования предлагаемых управленческих (технических) решений предполагает оценку адекватности выбранных методов обоснования решений, правильность их применения.
• Практическая значимость выполненной работы предполагает оценку возможности практического применения результатов исследования в деятельности конкретной организации или в сфере возможной профессиональной занятости выпускников специальности в соответствии с требованиями ГОС.
• Качество оформления квалификационной работы предполагает оценку на соответствие стандартам, а также аккуратность и выразительность оформления материала, грамотность и правильность подготовки сопроводительных документов.
Качество выступления на защите квалификационной работы оценивается членами ГАК по следующим составляющим:
• Качество доклада предполагает оценку соответствия доклада содержанию работы, способности выпускника выделить научную и практическую ценность выполненных исследований, умения пользоваться иллюстративным материалом.
• Качество ответов на вопросы предполагает оценку правильности, четкости, полноты и обоснованности ответов выпускника, умения лаконично и точно сформулировать свои мысли, использую при этом необходимую научную терминологию.
• Качество иллюстраций к докладу предполагает оценку соответствию подбора иллюстративных материалом содержанию доклада, грамотность их оформления и упоминания в докладе, выразительность использованных средств графического и художественного воплощения.
• Поведение при защите квалификационной работы предполагает оценку коммуникационных характеристик докладчика (манера говорить, отстаивать свою точку зрения, привлекать внимание к важным моментам в докладе или ответах на вопросы и т. д.).
Оценка выпускной квалификационной работы рецензентом переносится из рецензии, подписанной рецензентом.
Оценка научным руководителем выпускной квалификационной работы переносится из отзыва руководителя. Значимость групп определяется как соотношение 4 : 3:2:1.
По всем составляющим членами ГЭК выставляются оценки в индивидуальных Оценочных листах по 4-балльной шкале:
• «отлично» – если состояние по конкретному параметру полностью соответствует предъявляемым требованиям;
• «хорошо» – если состояние по конкретному параметру в основном соответствует предъявляемым требованиям;
• «удовлетворительно» – если состояние по конкретному параметру частично соответствует состояние по конкретному параметру;
• «неудовлетворительно» – если состояние по конкретному параметру не соответствует предъявляемым требованиям.
Итоговая оценка выпускной квалификационной работы определяется усреднением оценок по группам критериев 1 – 4.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский Г. Организация времени: отличной эффективности в развитию фирмы. СПб.: Питер, 2003.
2. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: уч.-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2007. 339 с.
3. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: уч.-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2010. 339 с.
4. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: уч. пособие / С. Д. Резник, В. В. Бондаренко, К. М. Кухарев [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы бакалавра по направлениям: 080100 – «Экономика», 38.03.02 – «Менеджмент» всех форм обучения / Г. С. Карпов. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2014. 24 с.
6. Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы / Ю. В. Алабугина, А. Н. Старостин. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2015. 22 с.
7. Персональный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Резник, Ф. Е. Удалов, С. Н. Соколов, В. В. Бондаренко. М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Пирожков В. А. Менеджер в организации: уч. пособие / В. А. Пирожков. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. 180 с.
Резник С. Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: уч. пособие / С. Д. Резник, И. А. Игошина; под общ. ред. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2009. 474 с.
10. Резник С. Д., Соколов С. Н., Бондаренко В. В. Персональный менеджмент: Тесты и конкретные ситуации: уч.-метод. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.
Приложение 1
Зав. кафедрой «-------------------------------»
от студента группы____________________
Ф. И. О.______________________________
Заявление
на утверждение темы дипломной работы (дипломного проекта)
Прошу утвердить мне тему дипломной работы (проекта): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место прохождения преддипломной практики: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель: _____________________________________________
_____________________________________________
(Ф. И. О., ученая степень, ученое звание, должность)
Дата: ___________________
Подпись студента: ___________________
Подпись руководителя: ___________________
«Утверждаю»________
___________________
Примерные темы дипломных работ
1. |
Антикризисное управление в кредитных организациях. |
2. |
Разработка инвестиционного проекта. |
3. |
Разработка инвестиционной политики предприятия. |
4. |
Разработка инновационной политики предприятия. |
5. |
Управление инновационной деятельностью предприятия. |
6. |
Разработка конкурентной стратегии предприятия. |
7. |
Внедрение инновационного проекта на предприятии. |
8. |
Пути повышения прибыли предприятия. |
9. |
Разработка инвестиционной стратегии. |
10. |
Разработка финансовой политики предприятия. |
11. |
Разработка антикризисной программы предприятия. |
12. |
Принятие управленческих решений на основе финансово-экономического анализа деятельности предприятия. |
13. |
Совершенствование амортизационной политики предприятия. |
14. |
Совершенствование стратегического управления на предприятии. |
15. |
Управление конкурентоспособностью предприятия. |
16. |
Принятие управленческих решений по улучшению экономического состояния предприятия. |
17. |
Разработка инновационного проекта. |
18. |
Разработка стратегии развития компании. |
19. |
Формирование инновационной стратегии предприятия. |
20. |
Совершенствование управления производственным процессом на предприятии. |
21. | Пути повышения конкурентоспособности предприятия (продукции, работ, услуг). |
22. | Принятие управленческих решений на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. |
23. | Совершенствование организационно-экономических методов управления на предприятии. |
24. | Пути улучшения использования оборотных средств. |
25. | Пути повышения конкурентоспособности предприятия. |
26. | Управление мотивацией персонала на предприятии. |
27. | Пути повышения эффективности деятельности предприятия. |
28. | Управление оборотными средствами на примере конкретного предприятия. |
29. | Рационализация структуры управления предприятием. |
30. | Организация информационного обеспечения системы управления предприятием. |
31. | Пути повышения эффективности и качества управленческих решений. |
32. | Стратегический анализ внешней среды организации. |
33. | Управление материальными ресурсами на предприятии. |
34. | Управленческий анализ прибыли и рентабельности. |
35. | Финансовый менеджмент как подсистема управления предприятием. |
36. | Управление рисками на предприятии. |
37. | Управление финансовой деятельностью (на примере предприятия). |
38. | Организация и разработка бизнес-плана. |
39. | Организация информационного обеспечения процессов управления персоналом на предприятии. |
40. | Разработка бизнес-плана на новый вид продукции (услуги) для фирмы. |
41. | Совершенствование технологии разработки управленческих решений. |
42. | Стратегическое планирование в сфере малого и среднего бизнеса. |
Приложение 3
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный горный университет»
Институт мировой экономики
Кафедра стратегического и производственного менеджмента
К защите допускаю:
Заведующий кафедрой СПМ
_____________________ А. Н. Семин
« ____ » ___________________ 20 __ г.
Выпускная квалификационная работа бакалавра
по направлению 38.03.02 – «Менеджмент»
Исполнитель:
студент (ка) группы ________ ___________ _______________________
(подпись) (Ф. И. О.)
Руководитель
(ученое звание, степень) ___________ _______________________
(подпись) (Ф. И. О.)
Нормоконтролер: ____________ ______________________
(ученое звание, степень) (подпись) (Ф. И. О.)
Консультант по иностранному языку:ченое звание, степень) ___________ ___________________
Екатеринбург – 2019
Приложение 4
Уральский государственный горный университет
Институт мировой экономики
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ____________
«____»_________________20__г.
Задание
на выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра
Студента (ки)_______________________________________________________
направления 38.03.02 – «Менеджмент _______________
Срок сдачи студентом задания на выполнение ВКРБ ежемесячно, в соответствии с установленным графиком__________________________________________
Краткое содержание задания на выполнение ВКРБ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Календарный график выполнения ВКРБ
№ п/п |
Наименование этапов выполнения ВКРБ |
Срок выполнения |
Примечание |
1 |
Подбор источников по теме исследования (нормативная база, учебная, научная литература и др.) |
|
|
2 |
Подбор статистического и аналитического материала |
|
|
3 |
Обработка материала и предоставление результатов руководителю |
|
|
4 |
Разработка предложений по результатам исследования |
|
|
5 |
Сдача работы на рецензию и предварительная защита |
|
|
Дата выдачи задания ____________________________________________________________
Руководитель ВКРБ ______________________________________________________________
(ФИО, ученая степень, должность, место работы)
Руководитель ___________________
подпись
Студент________________________
подпись
Приложение 5
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ АННОТАЦИИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ на тему:
«Повышение конкурентоспособности предприятия на примере
ООО “Спецмонтажконструкция”»
АННОТАЦИЯ
Дипломная работа выполнена на 89 страницах, содержит 24 рисунка, 12 таблиц, 50 источников литературы, а также 2 приложения на 5 страницах.
Ключевые слова: конкуренТОспособность, ПРЕДПРИЯТИЕ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ, системы материального, конкурентные преимущества, условия конкуренции, ПЛАН мероприятий.
Объект исследования – компания по комплектации и монтажу пластиковых оконных конструкции ООО «Спецмонтажконсрукция» (далее по тексту – Компания).
Предмет исследования – конкурентоспособность компании.
Цель работы – выявление проблем, анализ, и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
В работе решены следующие задачи:
1) рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия и методы ее повышения;
2) описана организационно-экономическая характеристика предприятия по повышению конкурентоспособности;
3) проведен предварительный анализ экономических показателей работы предприятия и конкурентной среды;
4) составлена программа мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия;
5) проанализирована эффективность проведенных мероприятий.
Приложение 6
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА
Студентом (кой) ______________________________________________
Факультет_________________________________________________________________
Кафедра____________________________ Группа________________________________
Направление (специальность) ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Наименование темы ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Руководитель_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(Ф. И. О., место работы, должность, ученое звание, степень)
Оценка соответствия требованиям ФГОС подготовленности автора ВКРБ
Требования к профессиональной подготовке |
Соответствует |
В основном соответствует |
Не соответствует |
Знать и уметь использовать закономерности и принципы функционирования организаций |
|
|
|
Знать и уметь применять принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений на разных уровнях |
|
|
|
Уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций |
|
|
|
Уметь использовать основные и специальные методы экономического анализа и диагностики деятельности организации |
|
|
|
Уметь разрабатывать, обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений и принимать участие в их реализации |
|
|
|
Использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач |
|
|
|
Владеть навыками самостоятельного получения новых знаний, используя современные образовательные технологии |
|
|
|
Окончание таблицы |
|||
Требования к профессиональной подготовке |
Соответствует |
В основном соответствует |
Не соответствует |
Владеть навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере экономики организации |
|
|
|
Отмеченные достоинства ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отмеченные недостатки_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель: __________________ ____ « _____ » __________ 2019 г.
(подпись)
Приложение 7
ОТЗЫВ
РЕЦЕНЗЕНТА О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЕ БАКАЛАВРА
Квалификационная работа выполнена
студентом (кой)___________________________________________________________
Факультет_________________________________________________________________
Кафедра____________________________ Группа________________________________
Направление (специальность) ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Наименование темы ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рецензент _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(Ф. И. О., место работы, должность, ученое звание, степень)
ОЦЕНКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Показатель |
Оценки |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
* |
|
1. Актуальность тематики |
|
|
|
|
|
2. Степень полноты обзора состояния проблемы и корректность постановки задачи |
|
|
|
|
|
3. Уровень и корректность использования в работе методов исследования |
|
|
|
|
|
4. Степень комплексности работы, применение в ней знаний социально-гуманитарных дисциплин, естественно-математических, общепрофессиональных и специальных дисциплин |
|
|
|
|
|
5. Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения |
|
|
|
|
|
6. Применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий в работе |
|
|
|
|
|
7. Объем и качество оформление квалификационной работы (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям технических рекомендаций) |
|
|
|
|
|
9. Оригинальность и новизна полученных результатов исследования |
|
|
|
|
|
10. Практическая значимость квалификационной работы |
|
|
|
|
|
* не оценивается (трудно оценить)
Отмеченные достоинства _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Отмеченные недостатки _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дополнительная информация для ГАК: ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рецензент:___________________ «______» ____________2019 г.
(подпись)
М. П.
Приложение 8
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный горный университет»
Институт мировой экономики
Кафедра стратегического и производственного менеджмента
Раздаточный материал
к выпускной квалификационной работе бакалавра
на тему:
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ
ООО «СПЕЦМОНТАЖКОНСТРУКЦИЯ»
Студент МН-12
П. П. Петров_________
Руководитель:
_________
Екатеринбург
2019МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 38.03.02 – «Менеджмент» профили «Менеджмент на предприятиях нефтяной и газовой промышленности» и «Менеджмент в строительстве» / А. Н. Сёмин, О. Н. Михайлюк. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2016. – 37 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с ФГОС.
Сёмин А. Н., Михайлюк О. Н.
Статьи
Основные положения относительно плагиата, применяемые нами в нашей работе, изложенные простым языком и с примерами.
Пояснения к договору о заказе работ. Честно, открыто, информативно.
Мы никогда не скрываем мелким почерком в договоре или еще где-то какие-то значимые моменты при заказе дипломных, курсовых и иных студенческих работ. Наоборот, обо всем важном всегда сообщаем клиенту: устно, по e-mail, в материалах на нашем сайте.
Антиплагиат.ВУЗ - это «надстройка» к обычной программе на сайте Antiplagiat.ru. Отличия: добавляется архив работ, сданных в этот ВУЗ и другие, подключенные к системе. Доступ к ней имеют только преподаватели.
Где лучше заказать дипломную работу, курсовую или реферат?
Есть несколько вариантов. Итак, у вас подошла сессия, и вы решили сэкономить свое время и заказать дипломную или курсовую работу.
В поисках места, где можно заказать какую-либо письменную студенческую работу, вы наверняка в первую очередь обращаете внимание на отзывы о рефератных фирмах, которые оставили якобы довольные клиенты. Что объяснимо, ведь вы рассчитываете на качественный диплом или курсовую и хотите получить за них хорошую оценку. После прочтения отзывов в Интернете, у вас появляется вера в то, что результат будет стоить потраченных денег. К сожалению, это не всегда так.